Эстан

назад
   
 

В хеттской мифологии Главными богами являлись бог солнца Эстан (EStan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, "источник", родственно хурритскому arinn-i, "источник"), ее дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттахцифури ("царица богиня", хетт. Камрусепа). Наряду с хаттским слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанных с первой столицей хеттов городом Неса (Канес): богзащитник Пирва (ср. Перкунас, Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, "день", в функции бога солнца его впоследствии вытеснил Эстан, ср. siu(ni), "бог", имеет параллели и в других индоевропейских языках, см. в ст. Индоевропейская мифология; след того, что некогда это слово имело значение "бог солнца", можно видеть в урартском Siwini, "бог солнца", представляющем собой, по-видимому, заимствование из хеттского языка древнехурритским диалектом
"мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18-16 вв. до н. э.. Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало на территории Малой Азии, состояло из трех основных областей: страны хатти - хеттов в северной и центральной части Малой Азии, Лувии - на юго-западе Малой Азии и Палы - на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие с северо-восточнокавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкей) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (EStan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, "источник", родственно хурритскому arinn-i, "источник"), ее дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттахцифури ("царица богиня", хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmaeuit, хатт. Ha-n-wa-swi-t, от Ha-ni-wa-s, "то, на чем сидят - престол", упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапантали, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хаттусаса воинственная богиня Инара, божества подземного мира Лельвани и пара Иштуштайя (IStustaya, ESdu§taya, возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait, "зерно", родственно хуррит. kate, "зерно", и древнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божество луны Кашку (Kasku, родственно хуррит. Kueuh, "луна"), бог-щит Цитхарийя, Тару (Сару) - бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Куду-или (Kudu, "душа") и др. Важнейшие мифы (известны по хаттским и хеттским текстам) - о строительстве храма Эстана в священном городе Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину, о лунном затмении, описываемом как падение с неба Кашку, которого возвращает КаттахцифуриКамрусепа. К неолитической культуре Чатал-Хююка возводятся хаттские обряды поклонения пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду (который, как и лев, являлся, в частности, зооморфным символом хеттского царя), похоронные обряды, связанные с мышью. Особую социальную значимость имел цикл мифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.Согласно мифу, боги, распределяя земли, дали Хаттусас хаттскому царю. Эти представления были целиком восприняты хеттами в эпоху хаттско-хеттского двуязычия и культурного сосуществования (ок. кон. 3-го тыс. до н. э.). Хаттским влиянием объясняются также хеттские мифологические представления о языке богов и людей: согласно двуязычным хаттскохеттским текстам, одно и то же божество по-разному называлось "среди богов" и "среди людей" [типологические параллели обнаруживаются в широком круге древневосточных (в т. ч. египетской и индийской), древнеевропейских (древнеисландской) и восточноевразийских (айнской) традиций]. Некоторые собственно хеттские имена божеств представляют собой перевод хаттских: хатт. tauwa tupi, "страх и ужас", переводится как Nahsaratt, "страх", и Weritema, "ужас", и фигурируют не только в переложениях хаттских мифов, но и в позднейших хеттских мифологических сочинениях. Представления об этих божествах, возможно, оказали воздействие на греческую мифологическую традицию: гомеровская пара ДеГ^ое те Форос; те, "страх и ужас"; они, как и соответствующие боги в среднехеттских гимнах солнцу, запрягают колесницу. Несомненно влияние мифологии хатти на хеттский миф о поединке бога грозы со змеем (см. в ст. Иллуянка?, сюжет имеет параллели во многих традициях Восточного Средиземноморья, см. также в статьях Змей, Дракон).

Наряду с хаттским слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанных с первой столицей хеттов городом Неса (Канес): богзащитник Пирва (ср. Перкунас, Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, "день", в функции бога солнца его впоследствии вытеснил Эстан, ср. siu(ni), "бог", имеет параллели и в других индоевропейских языках, см. в ст. Индоевропейская мифология; след того, что некогда это слово имело значение "бог солнца", можно видеть в урартском Siwini, "бог солнца", представляющем собой, по-видимому, заимствование из хеттского языка древнехурритским диалектом, из которого позднее развился урартский язык], Тархунт (Tarhunt, "могущественный", эпитет бога грозы, соответствует индоиранскому turvantс тем же значением), Сиу-Суммис (Siu-snus, "бог-наш", упоминается в надписи царя Аниттаса), бог луны Арма (Агта, ср. тохарск. yarm, "мера", др.-исл. rim, "счет", и т. п.) и др. Из мифов индоевропейского происхождения следует отметить миф о рождении 30 сыновей и 30 дочерей царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустила их плыть по реке (обычный для близнечных мифов мотив расправы с близнецами), а дочерей вырастила. Река принесла сыновей к городу Цальпа, где их спасли боги. Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестер, вступают с ними в кровосмесительный брак. В индоевропейских мифологиях параллель ему составляет древнеирландский рассказ о братьяхблизнецах по имени Финдеамна, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь, индоиранский миф о близнецах (Яме-Ииме и его сестре). К индоевропейской традиции восходят, по-видимому, такие обрядовые тексты, как песня Пирве, описания царского похоронного ритуала, имеющие близкие соответствия в других индоевропейских, в частности индийских (в "Атхарваведе") и греческих (у Гомера), ритуалах.

Ответвления той же индоевропейской анатолийской мифологической традиции представляют собой лувийская и палайская мифологии, в некоторых отношениях они ближе к исходной анатолийской, чем собственно хеттская. В частности, в них сохраняется индоевропейское имя бога солнца [лувийск. Тиват, Tiwat-, палайск. Тият, Tiyat-; у хеттов Сиватдень вытеснен Эстаном (Истанусом)]. Палайская мифология, как и хеттская, испытала значительное влияние хаттской; многие хаттские божества, в частности Каттахцифури, почитались палайцами под их хаттскими именами. Лишь в немногих палайских текстах можно предполагать след индоевропейских мифологических представлений (напр., в гимне солнцу, связываемому, как и в хеттской и индийской традициях, с морем). Лувийская мифология вместе с тем испытала ранние влияния соседствовавших с пралувийцами семитов и особенно хурритов. Так, слово "бог" (massana-) в лувийском языке может быть связано с общесемитским (ср. аккад. Samas, "солнце", и т. п.). В новохеттский период, когда культурный центр страны сместился в южные области с лувийским и хурритским населением, в хеттский пантеон был включен ряд лувийских богов, в частности боги войны (вооруженные луком) Ярри (Yarri, возможна, ср. индоевропейский корень *jar-, связь с другими индоевропейскими богами типа слав. Яровит, Ярила), Санда (позднее был включен и в местные греческие пантеоны).С эпохи Среднехеттского царства в состав хеттского пантеона начинают включаться хурритские боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка (Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отождествляется с древнехеттской (по происхождению - хаттской: Вурунсему) богиней солнца города Аринны. Период Нового - царства бог солнца Шимеги



 
Сайт создан в системе uCoz