Баалшамем
назад
   
  Ханаанейско-аморейский бог. Происходит от слов: Баалшамйн (арамейск.), Баалсамйн (араб.), что буквально означает "хозяин небес". Взападносемитской мифологии бог - владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог Солнца. В финикийской теогонии Санхонйатона - Филона Уран, очевидно, соответствует Баалшамему. Его сын - Эл , восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына. Почитание Баалшамема было широко распространено в Сирии с кон. 2-го тыс. до н. э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Баалшамем стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в т. ч. и за пределами Сирии). В Пальмире Баалшамем - глава триады богов (помимо Баалшамема в нее входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел - Йарихбол - Аглибол) первенствующее положение. Судя по эпитетам Баалшамема ("великий и милосердный", "добрый и воздающий"), вокруг его культа в 1-3 вв. н. э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии. С культом Баалшамема, вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося "Тот чье имя благословенно в вечности" (его имя было запретным); этот бог мог занимать место Баалшамема (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во 2-3 вв. Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе еще в 5 в. н. э. В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамйн) почитался в Набатее и у сафских арабов.  
Сайт создан в системе uCoz