|
Древне-индийское имя
Aditya, происходит от a-diti, "несвязанность", "безграничность".
В древнеиндийской мифологии сын Адити (например, в "Ригведе"
(VIII 52, 7) к Индре обращаются как к четвертому Адитье), обычно обозначение
солнечного бога (в "Ригведе" (I 105, 16; 1, 50, 13) бог солнца
Сурья называется Адитья и т. п.) или самого солнца. Адитья восходит,
сопровождаемый жаром, он садится в ладью (АВ XVII 1, 25, ср. Чханд.-бр.
II 5, 14), поражает чудовищ (Майтр.-самх. IV 1, 13). Однажды демон Сварбхану
поразил Адитью тьмой, но боги освободили его (Джайм.-бр. II 386). Боги
взяли Адитью на небо; он золотой и золото - его (Тайтт.-бр. III 9, 20,
2). В сердце Адитьи живет золотой человек (Майтр.-самх. VI 1; Майтр.-упан.
VI 34). По вечерам Адитья входит к богу огня Агни (Тайтт.бр. II 1, 2,
10). Адитья - истина (II 1, 11, 1), он жрец, ведающий песнопениями (Гоп.-бр.
IV 3). В эпосе и пуранах - синоним Солнца. В "Рамаяне" (IV
43, 46-47) Адитья выступает вместо Сурьи. В "Махабхара-те"
(XIII 16, 44) об Адитье говорится как о вратах к пути богов. В более
поздних текстах Адитья обычно сливается с Сурьей и лишь иногда указывается,
что Сурья - сын Адити. |
|