|
Митра (авест. MiOra-, букв. "договор", "согласие"),
древнеиранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора,
а также выступающий как бог солнца. Митра принадлежит по своему происхождению
к индоиранскому пантеону (ср. вед. Mitга), само имя восходит к индоевропейскому
корню *mi:*mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества,
взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира,
дружбы, симпатии. Культ Митры получил чрезвычайно широкое распространение:
образ Митры внедрился (в непосредственном или косвенном виде) в самые
разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.
Древнейшие и наиболее
надежные сведения о Митре содержатся в "Авесте", прежде
свего в "Яште" Х ["Митра(Михр-) Яшт"]. Первоначальность
договорной функции Митры для авестийской традиции не вызывает сомнении.
Именно об этом говорит Заратуштре создавший Митру Ахурамазда: "негодяи
(нечестивцы), которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели
всю страну... Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов,
независимо от того, заключил ли ты его с носителями
лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор
имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды"
(X 2) и далее: "Быстрых лошадей дает Митра, обладающий широкими
пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору" (X 3). [Ср.
игру слов, относящуюся к теме Митры и договора: букв. "Договор...
дает... тем, кто не лжив к договору", которая, как и другие подобные
случаи, дала основание не только для понимания Митры как персонифицированного
абстрактного понятия договора (А. Мейе и др.), но и для предложения
во всех контекстах такого рода переводить miftra, mitra не как имя
собственное, а как "договор" (П. Тиме - применительно к
ведийскому материалу, с еще большим основанием это заключение могло
бы быть приложено к ряду авестийских примеров).] Связь Митры с договором,
с присутствием при нем и как бы гарантией его соответствия космическому
закону или даже понимание Митры как воплощенного договора подтверждаются
и многими другими примерами. Ср.: "Яшт" Х 45 (прославление
Митры, у которого на каждой высоте, на каждом месте для обзора сидят
восемь служителей как наблюдатели договора, следящие за нарушителем
договора), 109 [о тех, кто умиряет (приводит в состояние мира) с помощью
Митры, почитая договор)], 111, 116 след. ("двадцатикратен договор
между двумя друзьями...", ср. др.-инд. mitra-, "друг"),
"Видевдат" 4, 2 след. Митра - верховный страж договора:
он следит за ним тысячью восприятии ("Яшт" Х 35, 107), десятью
тысячами глаз, тысячью ушей (X 7, 91, 141), десятью тысячами шпионов
(X 24, 60). Античные источники свидетельствуют о персидском обычае
клясться Митре.
Договорная функция
Митры объясняет и ряд других мотивов, в которых он упорядочивает,
организует землю и жизнь на ней. Социальный аспект деятельности Митры
особенно очевиден, в нем отчасти можно видеть отражение той мифопоэтической
историософии и установки на создание квазиисторической схемы, которые
отличали иранскую культурно-религиозную традицию. Митра гарантирует
устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и
несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает
врагов, если они не чтут договор, нарушают его, служат лжи. Митра
объединяет людей, помещает их на их собственное, правильное (т. е.
в соответствии с правилом, законом выбранное) место (этот мотив отражает
глагол yat-, "митраический" глагол, по Э. Бенвенисту), защищает
страны в зависимости от выбора правильного места по отношению к Митре
и уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают
Митре вызов (X 78). Один из наиболее интересных эпитетов Митры - "выпрямитель
линий (границ)" (karso.razah, Х 61) не только намекает на возможную
примиряющую роль Митры. при спорах о границах, но в конечном счете
- позволяет, очевидно, восстановить для него более древнюю функцию
царя-жреца, принимающего участие в ритуальных измерениях, которые
подтверждают следование универсальному закону, правде (razah- отражает
корень, давший также название царя в древнеиндийском - rajan и латыни
- гех). Подобные фрагменты подчеркивают посредническую роль Митры,
его функцию различения добра и зла, правды и лжи. В этом смысле Митра
- божество, определяющее некую морально-нравственную границу.
Особая устойчивость
договорной функции Митры доказывается рядом примеров широчайшего пространственновременнбго
диапазона. Ср. наличие этой же функции у ведийского Митры, употребление
имени Mi-it-ra... в договоре Маттивацы, переднеазиатского правителя
середины 2-го тыс. до н. э., упоминание Митры в согдийских правовых
документах. Русское "мир", "община" как обозначение
социальной структуры, имеющей, в частности, функции, сопряженные с
договором, связано с Митрой
С Митрой связано
индоиранское божество *Bhaga [авест. miftra11 ba-ya11 Митра Бага (бог),
согдийск. mygyy Pyyy, ведийск. mitra-bhaga-; этой паре точно соответствует
русское "мир да бог"], ведавшее распределением благ, доли,
части; согдийский By, восходящий к Баге, выступает как бог свадьбы
(В. Б. Хеннинг). В свадебном ритуале Митра и Вага, видимо, соперничают
друг с другом и являются двумя гарантами брачного договора; не исключено,
что Митра обеспечивал душевное согласие и мир, тогда как от Ваги зависели
имущественные статьи договора. Для среднеиранского периода (по меньшей
мере) параллелизм и разные формы притяжения между Митрой и Багой несомненны
(ср., например, пехл. mihragan, название посвященного Митре праздника,
при согдийском названии аналогичного праздника bayagan; или храм Митры
в армянской деревне Багаарцуяс и т. п.).
Митра - устроитель
не только социального, но и природного космоса. Он связан с водами,
с Апам-Напатом (иногда выступает в ипостаси АпамНапата), с солнцем,
он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди
и вырастают растения (X 61), он "дающий жизнь" и "дающий
сыновей", распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным
существование, обеспечивает собственность истины, исполняет мольбы
и просьбы (X 65). Митра обеспечивает домами, женщинами, колесницами
(X 30), богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством
(X 108). Митра связан с богиней плодородия Ардвисурой Анахитой, вместе
с Рашну и Сраошей (ср.-перс. Рашн и Срош) выступает судьей над душами
умерших на мосту Чинват, в его окружении также бог ветра (под разными
названиями), Веретрагна.
В авестийской
мифологии мотивы связи Митры с солнцем не могут считаться основными,
в ней налицо лишь известные предпосылки для формирования солярной
функции Митры Тем не менее и в "Авесте" нельзя пройти мимо
таких фактов, как эпитеты Митры"исполненный собственного света",
"сияющий" (X 44), "блестящий" и т. п. (ср. также
"Яшт" Х 142, 143; "Видевдат" 19, 28), мотивы бессонного,
всегда бодрствующего (как и солнце) М. (X 7, ср. Х 103, где Митра
неусыпно и бдительно стережет творения Мазды, наблюдает за ними),
смежности Митры и солнца во времени (Митра является раньше солнца
на рассвете и остается позже его на закате, ср. Х 95, 141), таких
атрибутов Митры, как кони и колесница (ср. Х 136). В других иранских
традициях Митра, однако, несомненно выступает как божество солнца
или даже просто как обозначение солнца. Ср. согдийск. mysyy Ьууу,
которое употреблялось именно в этом значении, что приобретает особый
смысл в связи с мотивом солнца как свидетеля брачного союза и договора
во многих традициях, парфянск. myhr (==mihr), "солнце",
заимствованное и новоперсидским языком - mihr (многие поздние античные
и восточные источники и персидского Митру описывают как солнечного
бога), йидга mira, "солнце", и т. п. Показательно, что в
парфянских и согдийских манихейских текстах так называемый Третий
посланник носит соответственно названия myhryzd и mysyy Ртуу, связанные
с именем Митра (ср. роль Третьего посланника как солнечного божества,
которое должно завершить освобождение плененного света). Среднеперсидский
myhryzd обозначал манихейского Живого духа, что также характерно,
если учитывать мотив Митры - носителя жизни (ср. его сближения с Гайомартом),
а также наличие общей у них демиургической функции. Возможно, именно
из восточноиранской среды было заимствовано имя мансийского солнечного
божества Мир-сусне-хум. Таким образом, одно из важнейших отклонении
части восточноиранской традиции от "Авесты" состояло в формировании
новой ипостаси Митры - бога солнца (при этом иногда у Митры оставались
и договорные функции, а в других случаях они более или менее автоматически
передавались солнцу как трансформации Митры). Солярная функция Митры
объясняет многочисленные примеры синкретических образов Митры-Гелиоса
в митраическом искусстве (иногда Митра отождествлялся через мотив
огня и с Гефестом).
Исходным пунктом
в выяснении мифологической предыстории образа Митры следует считать
наличие пары соответствующих божеств в иранской и индийской традициях:
Митра - Ахурамазда в "Авесте" и Митра - Варуна в "Ригведе".
В этой паре, связываемой с магико-юридической функцией (согласно выдвинутой
Ж. Дюмезилем теории трех функций богов) и поколением "старых
богов", Ахурамазда (соответственно Варуна), видимо, моделировал
в индоиранский период в основном космологические элементы вселенной,
а Митра, очевидно, ведал социальной организацией людей и соответственно
устройством "человеческой" вселенной, осуществлял медиационную
(посредническую) функцию между верхом и низом, небом и землей, внешним
и внутренним пространством, божественным и человеческим. Подобная
схема объясняет возникновение следующей по времени стадии в истории
Митры - превращение его в бога договора. В ходе подобной эволюции
Митра мог иногда приобретать и некоторые черты, первоначально присущие
его соседу по божественной паре. Так, видимо, объясняется причастность
авестийского Митрык войне, к разрушительным, недружественным действиям,
даже к убийству (таков, например, мотив убийства быка, ставший своего
рода символом митраической мифологии к западу от Ирана; ср. древнеиндийскую
мифологему о Митре, вместе с другими богами принимающем участие в
убийстве Сомы), связь с водами, первоначально характерная для второго
члена пары (ср. Варуну как повелителя первозданных вод), связь с ночным
небом (одежда Митры иногда изображается как звездное небо), с глубиной
и тайной (в "Яште" Х 25 почтение воздается "глубокому
ахуру"). В результате реформы Заратуштры Ахурамазда обрел статус
единственного главного бога, а Митра потерял свое место рядом с ним,
был исключен даже из круга его ближайших помощников Амеша Спента (имя
Митры не встречается в "Гатах") и нашел себе место среди
помощников Ахурамазды более низкого ранга, язатов. Тем не менее Митре,
видимо, было выделено место в зороастрийском календаре (месяц жертвоприношений
багаядиш, ср. baga-). He исключено, что намерения Заратуштры в отношении
Митры могли быть еще более радикальными. Среди других изменений характеристик
Митры после реформы Заратуштры - устранение у Митры функций бога войны,
актуализация тавроктонической темы (из крови убиваемого быка произрастают
растения, она увеличивает плодородие и жизненную силу, ср. особую
роль в культе Митры жертвоприношения животных), появление образа "утроенного"
Митры, т. е. большого Митры с двумя малыми Митрами со светильниками
(олицетворения утренней и вечерней зари Кауто и Каугопат), формирование
мифологемы солнце (свет) из камня (скалы), мотив конного Митры и т.
п. Митра [возможно, как солнце, объятое космическими водами, ср. мотив
золотого зародыша (яйца) в бездне мировых вод] отождествлялся с орфическим
первородным божеством Фанесом, рожденным из яйца, брошенного в воды.
Об этом свидетельствуют некоторые посвятительные надписи (ср., например,
формулу: "Зевсу - Гелиосу - Митре - Фанесу"), произведения
искусства, например барельеф с изображением юноши (М.Фанеса) из Моденского
музея. Многие изображения Митры содержат также детали, объединяющие
Митру (и Фанеса) с богом времени Зерваном.
В связи с распространением
за пределами Ирана (особенно в Римской империи) культа Митры и посвященных
ему ритуалов (митраические мистерии), ритуальных сооружений (митрейоны;
есть предположение, что Вехистунская скала еще в доахеменидское время
могла быть местом культа Митры), изображений и скульптур, мотивов
и сюжетов, языковых образов и имен с соответствующим корнем [они весьма
обильны и в самом Иране (ср. уже персеполитанский ономастикой), и
далеко за его пределами] обращают на себя внимание чрезвычайная легкость
усвоения культа Митры (в частности, видимо, в военной среде; ср. особую
популярность Митры у римских легионеров от Евфрата до Рейна; в Дура-Европосе
почитали Митры одновременно с Юпитером, в других случаях отождествляли
с Зевсом) и быстрая трансформация образа Митры(так, в Армении Митра
дал имя Мгеру, герою эпоса о сасунских богатырях, убивающему, в частности,
черного быка).
В самом Иране
эволюция образа Митры не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды,
несомненно, чтили Митру. Он упоминается вместе с Ахурамаздой и Ардвисурой
Анахитой в надписях Артаксеркса II и III, Ксенофонт сообщает о поклонении
Митре Кира Младшего, Ктесий - о жертвоприношениях Митре, совершаемых
персидскими царями, Курций Руф - о поклонении Дария III Митре, солнцу
и вечному огню. Видимо, Митру почитали и ранние Ахемениды. Сохраняется
культ Митры и в эпоху Сасанидов. Эволюцию характеристик Митры довольно
полно отражает нумизматический материал. На кушанско-сасанидских монетах,
на ранних монетах Хормизда I Митра вручает правителю символы власти
(на более поздних это делает Ахурамазда). Иногда Митра изображается
стоящим на цветке лотоса (рельеф из Таге-Бостана), что обнаруживает
тяготение к буддийским иконографическим приемам (ср. притяжение Митрф
и Майтреи как ипостаси Будды); на греко-бактрийских монетах Деметрия
(2 в. до н. э.) прослеживаются отчетливые следы синтеза образов Геракла
и Митры. Монеты кушанских правителей Канишки и Хувишки (кон. 1-2 вв.
н. э.) позволяют судить о формировании пантеона, в котором рядом с
Митрой оказываются бог луны Мах, бог ветра Вадо, бог огня Атшо, иногда
Фарро и т. п. Известен вклад образа Митры и в формирование некоторых
аспектов раннехристианского учения и ряда предшествовавших ему концепций.
|
|