|
В хеттской мифологии
Главными богами являлись бог солнца Эстан (EStan, хетт. Истанус),
Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, "источник",
родственно хурритскому arinn-i, "источник"), ее дочь - солнечное
божество Мецулла, богиня Каттахцифури ("царица богиня",
хетт. Камрусепа). Наряду с хаттским слоем выделяется группа древнейших
индоевропейских богов, связанных с первой столицей хеттов городом
Неса (Канес): богзащитник Пирва (ср. Перкунас, Перун и др.), бог дня
Сиват [Siwatt-, "день", в функции бога солнца его впоследствии
вытеснил Эстан, ср. siu(ni), "бог", имеет параллели и в
других индоевропейских языках, см. в ст. Индоевропейская мифология;
след того, что некогда это слово имело значение "бог солнца",
можно видеть в урартском Siwini, "бог солнца", представляющем
собой, по-видимому, заимствование из хеттского языка древнехурритским
диалектом
"мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18-16 вв. до
н. э.. Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало
на территории Малой Азии, состояло из трех основных областей: страны
хатти - хеттов в северной и центральной части Малой Азии, Лувии -
на юго-западе Малой Азии и Палы - на северо-востоке). Древнейшим слоем
X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное
влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го
тыс. до н. э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским)
языкам и имеет черты, общие с северо-восточнокавказскими (нахско-дагестанскими)
языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных
понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс.
до н. э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного. На основании
документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный
Богазкей) можно составить достаточно полное представление о мифологии
хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (EStan, хетт. Истанус),
Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, "источник",
родственно хурритскому arinn-i, "источник"), ее дочь - солнечное
божество Мецулла, богиня Каттахцифури ("царица богиня",
хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит
(хетт. Halmaeuit, хатт. Ha-n-wa-swi-t, от Ha-ni-wa-s, "то, на
чем сидят - престол", упоминается в древнейшей хеттской надписи
царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапантали, бог плодородия Телепину
(хетт. Телепинус), покровительница Хаттусаса воинственная богиня Инара,
божества подземного мира Лельвани и пара Иштуштайя (IStustaya, ESdu§taya,
возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait,
"зерно", родственно хуррит. kate, "зерно", и древнейшим
евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божество
луны Кашку (Kasku, родственно хуррит. Kueuh, "луна"), бог-щит
Цитхарийя, Тару (Сару) - бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему,
Куду-или (Kudu, "душа") и др. Важнейшие мифы (известны по
хаттским и хеттским текстам) - о строительстве храма Эстана в священном
городе Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину, о лунном затмении,
описываемом как падение с неба Кашку, которого возвращает КаттахцифуриКамрусепа.
К неолитической культуре Чатал-Хююка возводятся хаттские обряды поклонения
пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду (который,
как и лев, являлся, в частности, зооморфным символом хеттского царя),
похоронные обряды, связанные с мышью. Особую социальную значимость
имел цикл мифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.Согласно
мифу, боги, распределяя земли, дали Хаттусас хаттскому царю. Эти представления
были целиком восприняты хеттами в эпоху хаттско-хеттского двуязычия
и культурного сосуществования (ок. кон. 3-го тыс. до н. э.). Хаттским
влиянием объясняются также хеттские мифологические представления о
языке богов и людей: согласно двуязычным хаттскохеттским текстам,
одно и то же божество по-разному называлось "среди богов"
и "среди людей" [типологические параллели обнаруживаются
в широком круге древневосточных (в т. ч. египетской и индийской),
древнеевропейских (древнеисландской) и восточноевразийских (айнской)
традиций]. Некоторые собственно хеттские имена божеств представляют
собой перевод хаттских: хатт. tauwa tupi, "страх и ужас",
переводится как Nahsaratt, "страх", и Weritema, "ужас",
и фигурируют не только в переложениях хаттских мифов, но и в позднейших
хеттских мифологических сочинениях. Представления об этих божествах,
возможно, оказали воздействие на греческую мифологическую традицию:
гомеровская пара ДеГ^ое те Форос; те, "страх и ужас"; они,
как и соответствующие боги в среднехеттских гимнах солнцу, запрягают
колесницу. Несомненно влияние мифологии хатти на хеттский миф о поединке
бога грозы со змеем (см. в ст. Иллуянка?, сюжет имеет параллели во
многих традициях Восточного Средиземноморья, см. также в статьях Змей,
Дракон).
Наряду с хаттским
слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанных
с первой столицей хеттов городом Неса (Канес): богзащитник Пирва (ср.
Перкунас, Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, "день",
в функции бога солнца его впоследствии вытеснил Эстан, ср. siu(ni),
"бог", имеет параллели и в других индоевропейских языках,
см. в ст. Индоевропейская мифология; след того, что некогда это слово
имело значение "бог солнца", можно видеть в урартском Siwini,
"бог солнца", представляющем собой, по-видимому, заимствование
из хеттского языка древнехурритским диалектом, из которого позднее
развился урартский язык], Тархунт (Tarhunt, "могущественный",
эпитет бога грозы, соответствует индоиранскому turvantс тем же значением),
Сиу-Суммис (Siu-snus, "бог-наш", упоминается в надписи царя
Аниттаса), бог луны Арма (Агта, ср. тохарск. yarm, "мера",
др.-исл. rim, "счет", и т. п.) и др. Из мифов индоевропейского
происхождения следует отметить миф о рождении 30 сыновей и 30 дочерей
царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустила
их плыть по реке (обычный для близнечных мифов мотив расправы с близнецами),
а дочерей вырастила. Река принесла сыновей к городу Цальпа, где их
спасли боги. Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестер,
вступают с ними в кровосмесительный брак. В индоевропейских мифологиях
параллель ему составляет древнеирландский рассказ о братьяхблизнецах
по имени Финдеамна, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную
связь, индоиранский миф о близнецах (Яме-Ииме и его сестре). К индоевропейской
традиции восходят, по-видимому, такие обрядовые тексты, как песня
Пирве, описания царского похоронного ритуала, имеющие близкие соответствия
в других индоевропейских, в частности индийских (в "Атхарваведе")
и греческих (у Гомера), ритуалах.
Ответвления той
же индоевропейской анатолийской мифологической традиции представляют
собой лувийская и палайская мифологии, в некоторых отношениях они
ближе к исходной анатолийской, чем собственно хеттская. В частности,
в них сохраняется индоевропейское имя бога солнца [лувийск. Тиват,
Tiwat-, палайск. Тият, Tiyat-; у хеттов Сиватдень вытеснен Эстаном
(Истанусом)]. Палайская мифология, как и хеттская, испытала значительное
влияние хаттской; многие хаттские божества, в частности Каттахцифури,
почитались палайцами под их хаттскими именами. Лишь в немногих палайских
текстах можно предполагать след индоевропейских мифологических представлений
(напр., в гимне солнцу, связываемому, как и в хеттской и индийской
традициях, с морем). Лувийская мифология вместе с тем испытала ранние
влияния соседствовавших с пралувийцами семитов и особенно хурритов.
Так, слово "бог" (massana-) в лувийском языке может быть
связано с общесемитским (ср. аккад. Samas, "солнце", и т.
п.). В новохеттский период, когда культурный центр страны сместился
в южные области с лувийским и хурритским населением, в хеттский пантеон
был включен ряд лувийских богов, в частности боги войны (вооруженные
луком) Ярри (Yarri, возможна, ср. индоевропейский корень *jar-, связь
с другими индоевропейскими богами типа слав. Яровит, Ярила), Санда
(позднее был включен и в местные греческие пантеоны).С эпохи Среднехеттского
царства в состав хеттского пантеона начинают включаться хурритские
боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка
(Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отождествляется
с древнехеттской (по происхождению - хаттской: Вурунсему) богиней
солнца города Аринны. Период Нового - царства бог солнца Шимеги
|
|