|
[Elagabal, "Эл
горный", т. е. "бог (первоначально - "сильный, могучий")
горный"], Гелиогабал Heliogabalus, "солнце гор"; народная
этимология: "гелио", греч. "солнце", "габал",
семит, "горный"), в западносемитской мифологии бог. Культ
Элагабала сложился, по-видимому, в арамейский период (1-е тыс. до
н. э. - 1-й в. н. э.) и получил наибольшее значение в римское время.
Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отождествлялся с
Гелиосом (отсюда "Гелиогабал") и Юпитером. Культовый центр
Элагабала находился в городе Эмоса, где ему был воздвигнут огромный,
богато украшенный храм. Элагабал почитался в облике большого черного
камня конической формы, закругленного снизу и острого вверху (аэролит);
считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображением солнца.
Для культа Элагабала были характерны пышные оргиастические обряды.
Элагабал, римский император в 218-222, являвшийся жрецом Элагабала
(отсюда его имя в историографии, первоначально - Варий Авит), пытался
возвести Элагабала в "ранг" верховного божества римского
официального пантеона. На Палатине был построен храм Элагабала, куда
Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Элагабала держало в своих
руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображения и
других богов. Он объявил женой Элагабала Афину Палладу, а затем, поскольку
Элагабал"отверг" ее, Уранию (Тиннит), как лунное божество.
|
|