|
("бог пламени"),
в древнекитайской мифологии бог солнца, повелитель Юга, пламени, бог
лета. В некоторых текстах Янь-ди назван единоутробным братом Хуан-ди,
с которым они поделили пополам Поднебесную. Согласно "Го юй"
("Речи царств", 4 в. до н. э.), Янь-ди и Хуан-ди - дети
мифического правителя Шао-дяня, правившие под знаком разных стихий
и имеющие разные родовые фамилии (фамилия Янь-ди - Цзян гипотетически
связывается с западными, возможно, скотоводческими племенами). Как
предполагает китайский исследователь Ли Цзун-тун (Тайвань), Янь-ди
и Хуан-ди - мифические прародители двух фратрий. В древних сочинениях
упоминается и миф о жестокой битве Янь-ди и Хуан-ди, победителем в
которой вышел Хуан-ди (можно предположить, что в основе мифа лежит
представление о борьбе огня и земли, связанное с подсечно-огневым
земледелием). Сохранился также сюжет, который приписывает богу огня
и начало земледелия: согласно преданиям, при Янь-ди появилась красная
птица с девятью колосками злаков в клюве, которая роняла их на землю,
а Янь-ди подбирал зернышки и сажал в землю; вкусивший выросшие злаки
становился бессмертным. Образ Янь-ди рано контаминировался с образом
божества земледелия Шэнь-нуна, и мифы о них крайне трудно поддаются
разграничению. Янь-ди правил южными землями совместно со своим потомком
богом огня Чжу-жуном. Помощником Янь-ди считался Чжу-мин ("красный
свет"), который управлял летней погодой.
|
|