Аматэрасу

назад
   
 

Аматэрасу-о-миками ("великая священная богиня, сияющая на небе", либо "владычествующая на небе"), Аматэрасу-номикото ("богиня Аматэрасу"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Согласно "Кодзики", она рождена богом Идзанаки (см. Идзанаки и Идзанами) из капель воды, которой он омывает свой левый глаз во время очищения, совершаемого им после спасения из Емино куни ("страна мертвых"). Как старшая из троих детей, рожденных Идзанаки, А. получает в свое владение Такама-но хара ("равнина высокого неба"). Важное место в мифах, связанных с А., занимает ее спор с Сусаноо и сокрытие в гроте. Сусаноо, изгнанный Идзанаки из Такама-но хара, напоследок совершает во владениях А. ряд поступков, считавшихся в древней Японии тяжелейшими прегрешениями: разрушает оросительные сооружения на полях, возделанных А., оскверняет ее покои, сдирает шкуру с живой лошади и до смерти пугает небесных ткачих, вместе с которыми А. занимается ткачеством. Огорченная и разгневанная, богиня укрывается в гроте, оставляя вселенную во тьме. Боги решают хитростью выманить А., чтобы вновь вернуть миру свет и порядок. Для этого небесный кузнец Амацумара и богиня Исико-ридомэ (" литейщица ") изготовляют священное зеркало - ми-кагами, на ветви священного дерева вешается магическое ожерелье из резных яшм - магатама, приносят "долгопоющих птиц" - петухов, чей крик возвещает наступление утра, и в довершение всего богиня Амэ-но уд-зумэ пляшет на перевернутом чане, распустив завязки своей одежды, чем вызывает громовой хохот богов. Удивленная таким весельем, А. выглядывает из грота, и Амэ-но тадзика-рао ("бог-муж силач") за руку вытаскивает ее наружу. Данный миф изначально воспринимался как рассказ о солнечном затмении и о борьбе солнца в образе А. с разрушительными силами стихии в образе Суса-ноо. Позднее на первый план выступают представления об А. как о родоначальнице японских императоров. А. - прародительница Ниниги, первого из ее прямых потомков, начавшего управлять землей людей. Различные варианты мифов в "Ни-хонги" [здесь у нее другое имя - 0-хирумэмути ("Великая солнечная женщина"); А. сама ухаживает за своими полями, устраивает празднество "первого риса"] позволяют видеть в ней покровительницу земледелия, что связано с ее функцией солнечной богини. Осуществляя же поклонение богам (празднество подношения риса нового урожая), А. выступает как жрица. В верованиях древних японцев жрицы считались женами богов, и высказывается предположение, что ранее существовало мужское солнечное божество, А. же, будучи жрицей, почиталась как жена этого бога. Впоследствии оба культа слились в один - культ А. В противоположность варианту мифа, сохранившемуся в "Нихонги", где рассказывается о противоборстве солнца (А.) и луны (Цукуеми), в "Кодзики" мотив лунного божества не получает развития. Происхождение А. остается неясным; в ее имени исследователи связывают элемент "тэру" или "тэра-су" ("блестеть", "светить") со сходными по звучанию и значению элементами в малайском языке и в одном из языков индонезийской группы, что дает основание связывать культ А. с верованиями народов Юго-Восточной Азии. Помимо "Кодзики" и "Нихонги", мифы, связанные с А., встречаются также в фудоки и в молитвосло-виях норито.

 
Сайт создан в системе uCoz