|
[imn] (букв.
"сокрытый", "потаенный"). В египетской мифологии
бог Солнца. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он считался.
Священное животное Амона - баран. Обычно Амона изображали в виде человека
(иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным
диском. Почитание Амона зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах,
а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена Амона - богиня
неба Мут, сын - бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним так называемую
фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально
Амон был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах
XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств
пантеона. С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) Амон отождествляется
с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего
царства с Амоном отождествляется также бог плодородия Мин. В эпоху XVIII
(Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) Амон становится
всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер.
Амон отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встречается
в "Текстах пирамид"), он почитается как "царь всех богов"
(греч. - Амон-Ра-Сонтер, егип. - Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом,
создавшим все сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской
эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах Амону говорится: "Вышли
люди из его глаз, стали боги из его уст"; "ты один обладаешь
множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя". Амон - "владыка
мира, он владеет всей землей, в его руках списки угодий и веревка для
обмера полей". В Амоне невидимо (что следует из самого его имени)
существуют все боги, люди, предметы. Амон отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути),
Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом. и др. С Амоном
связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось,
что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является
в образе ее мужа). Амон играет ведущую роль в коронационных мистериях.
Рамсес II был провозглашен фараоном от имени Амона: "Это истинный
сын мой по плоти моей, защитник на моем престоле, владыка Египта".
Амон дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь
Амона, обращенную к фараону-завоевателю Тутмосу III, говорится: "Я
даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами... Я ниспровергаю
твоих врагов под твои сандалии...". Амон и фараон едины: оба они
владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению
существующего порядка, как установленного самим Амоном, и власти фараона.
Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник
угнетенных. Его называли "везир для бедных", в обращенных
к нему молитвах говорится: "большие взывают к тебе, маленькие ищут
тебя", "Амон, обрати ухо твое к тому, кто беден в суде...
Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка".
Крупнейший и наиболее древний
храм Амона - Карнакский (в Фивах), во время праздника Амона ("прекрасного
праздника долины") из него при огромном стечении народа выносили
на барке статую Амона Воплощенное в ней божество изрекало в этот день
свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.
Культ Амона получил распространение
в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер.
Среди многочисленных местных ипостасей Амона главная роль принадлежала
Амону храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, который после
коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища Амона в Гемпатоне
и Пнубсе, где подтверждалось его избрание. "
|
|