|
Ханаанейско-аморейский
бог. Происходит от слов: Баалшамйн (арамейск.), Баалсамйн (араб.), что
буквально означает "хозяин небес". Взападносемитской мифологии
бог - владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог Солнца.
В финикийской теогонии Санхонйатона - Филона Уран, очевидно, соответствует
Баалшамему. Его сын - Эл , восстающий против отца и побеждающий его.
Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принес
в жертву Урану (Баалшамему) своего сына. Почитание Баалшамема было широко
распространено в Сирии с кон. 2-го тыс. до н. э.; в ханаанейско-арамейском
пантеоне Баалшамем стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху
Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами
являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых
приобрели в этот период большое значение, в т. ч. и за пределами Сирии).
В Пальмире Баалшамем - глава триады богов (помимо Баалшамема в нее входили
Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно,
тождественной ей, триадой Бел - Йарихбол - Аглибол) первенствующее положение.
Судя по эпитетам Баалшамема ("великий и милосердный", "добрый
и воздающий"), вокруг его культа в 1-3 вв. н. э. складывалось религиозно-этическое
учение о божьем милосердии и воздаянии. С культом Баалшамема, вероятно,
генетически связан культ бога, именовавшегося "Тот чье имя благословенно
в вечности" (его имя было запретным); этот бог мог занимать место
Баалшамема (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во 2-3
вв. Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе еще в 5 в.
н. э. В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамйн) почитался в Набатее
и у сафских арабов. |
|